Ограничения при проведении экспертизы промышленной безопасности
Эксплуатация производственных объектов, которые в результате своей работы могут создавать потенциальную опасность для сотрудников, работающих на этих производствах, населения, проживающего в непосредственной близости от них, и благополучия окружающей среды, требует регулярного контроля за безопасностью их работы. В настоящий момент в Российской Федерации для этих целей предусмотрена процедура экспертизы промышленной безопасности, основные требования к которой зафиксированы в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Действующий порядок проведения экспертизы
Собственник производственного объекта, в отношении которого требуется проведение процедуры экспертизы, или эксплуатирующая компания в соответствии с положениями актуального законодательства не вправе самостоятельно проводить такое обследование. Для этих задач ей следует привлекать специализированную организацию, которая имеет необходимые лицензии, штат экспертов и измерительное оборудование, позволяющее установить степень безопасности процесса работы данного объекта. При этом указанное учреждение обязано обеспечить соответствие проводимых ею обследований, испытаний и измерений положениям актуальных нормативных актов.
Ограничения круга заказчиков
Тем не менее, это не означает, что компания, имеющая полномочия на проведение экспертизы, может взяться за любой проект в этой области. Положения 116-ФЗ устанавливают ряд ограничений для таких организаций в отношении выбора заказчика. Так, в частности, п.3 ст. 13 указанного нормативно-правового акта запрещает исполнителю проводить процедуры в рамках экспертизы промбезопасности в интересах следующих субъектов:
- промышленные предприятия, которые находятся во владении самой уполномоченной организации;
- лица, которые по тем или иным основаниям могут быть признаны аффилированными с ней в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичное ограничение установлено в отношении отдельных экспертов, которые являются наемными сотрудниками такой организации: им запрещается применять свои навыки и знания для проведения процедуры экспертизы промышленных объектов, принадлежащих их нанимателям.
Запрет подготовки ложных заключений экспертизы
Еще одним серьезным запретом, содержащимся в 116-ФЗ, является требование обеспечить достоверность подготавливаемых экспертных документов. Так, вся формируемая документация должна полностью соответствовать требованиям Приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"». При этом в целях конкретизации терминологии в п. 6 ст. 13 этого закона приводится определение заведомо ложного заключения, которое характеризуется следующими признаками:
- документ, сформированный без проведения обследований, измерений, испытаний или иных процедур, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт соответствия исследуемого объекта требованиям промбезопасности;
- документ, сформированный на основании анализа документов или проведенных испытаний и измерений, содержание которого при этом находится в явном противоречии с информацией, содержащихся в предоставленных материалах.
В случае, если в отношении конкретного заключения будет выявлено, что оно является заведомо ложным, его результаты будут признаны недействительными, а сам документ будет изъят из общего реестра заключений о проведенных экспертизах, который ведется на территории России.
1139